Правительство РФ одобрило законопроект, направленный на создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации общегражданских прав. Он предполагает изменения в 25 законах с целью приведения законодательства России в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов. Представители инвалидных общественных организаций приветствуют новый документ, однако предлагают судить о его эффективности во время реализации.

«Впервые в законодательстве будут прописаны конкретные нормы доступности жизненно важных для инвалидов объектов и услуг, во-первых, применительно к каждой отрасли, например, транспортной или жилищно-коммунальной. Во-вторых, в зависимости от нарушенных у инвалида функций организма – зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др. Это позволит создать правовую модель пресечения дискриминации по признаку инвалидности, что соответствует требованиям Конвенции о правах инвалидов», — отметил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

 

Разработанные поправки устанавливают полномочия федеральных и региональных органов власти по определению порядков поэтапного создания условий доступности для инвалидов жизненно-важных для них объектов и услуг в сферах: перевозок на всех видах транспорта, в жилищно-коммунальном секторе, учреждениях культуры и досуга, связи и информации, здравоохранения, в системе социального обслуживания и трудоустройства, на избирательных участках и в организациях исполнения наказаний.

Документ предлагает новые нормы, которые позволят более объективно, точно и понятно для граждан определить группу инвалидности. Он предусматривает разработанные с учетом международного опыта меры по формированию системы оказания инвалидам помощи в преодолении барьеров при получении услуг.

В Минтруде считают, что подобные меры улучшат условия интеграции в общество около 40 млн маломобильных граждан и еще 13 млн человек с другими нарушениями. Вместе с членами их семей законопроект обеспечит комфортные условия жизни почти для 80 млн человек. Правительство рассчитывает ввести закон в силус 1 января 2016 года.

Директор  Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Денис Роза считает, что одним из главных плюсов поправок является введение понятия «дискриминации по признаку инвалидности». В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов под ним понимается «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области». Дискриминация по признаку инвалидности включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении.

«Насколько я знаю, определения дискриминации по признаку инвалидности нет в традиционным российском законодательстве. Если оно появится, люди с ограниченными возможностями здоровья смогут требовать уважения своих прав, если их дискриминируют. Даже если речь идет о недоступной среде, неприспособленном для человека на коляске магазине или аптеке — это дискриминация. Закон будет направлен на устранение барьеров. Инвалиду будут обязаны предоставить условия, чтобы он мог так же эффективно и хорошо работать или учиться, как и остальные», — считает директор «Перспективы».

Среди очевидных положительных следствий изменения законодательства Денис Роза также выделила появление пунктов, прописывающих улучшение доступности различных инфраструктурных объектов, необходимость сопровождения инвалида персоналом, работающим на объекте, улучшения доступности получения информации, в том числе дублирование надписей на азбуке Брайля, субтитрирование изображения, привлечение тифлокомментаторов.

«Меня смутило то, что не указано понятие универсального дизайна. В Конвенции ООН это определение есть, а вот в эти поправки оно не попало. На мой взгляд, мало внимания уделено потребностям людей с нарушением развития, о них говорится только в одном пункте. В основном речь идет о незрячих, неслышаших и имеющих проблемы с передвижением. Мне также не совсем понятно, как будет оказываться помощь людям с временной инвалидностью, например, если человек сломал ногу и ему трудно пользоваться транспортом. Сможет ли он воспользоваться всеми услугами, если у него не будет справки об инвалидности? Ну и, конечно, волнует, как закон будет реализовываться на практике, будет ли финансовая поддержка всех этих инициатив», — отметила Денис Роза.

Разработка поправок в законы по вопросам социальной защиты инвалидов началась после того, как Россия ратифицировала в 2012 году Конвенцию ООН о правах инвалидов. Свои предложения и замечания в него вносили различные общественные организации, в том числе Всероссийское общество инвалидов (ВОИ). Первый зампредседателя ВОИ Олег Рысев отметил, что итоговый документ значительно отличается от первоначальной версии. Он обратил внимание, что новый законопроект не предлагает новых льгот или преференций, а также не увеличивает пенсии по инвалидности.

«Конвенция ООН о правах инвалидов — это мини-сборник всех прав людей с инвалидностью. Она вобрала в себя все направления и вопросы соприкосновения гражданина с инвалидностью и государства, а также обязательства государства  соблюдать права и интересы инвалидов. Необходимо понимать, что с принятием нового закона у нас появляются фундаментальные вещи, которые впоследствии должны отразиться на жизни каждого простого человека. Надо делать так, чтобы это работало. Не должно быть так, что мы ратифицировали конвенцию, а она осталась красивой картинкой. Мы должны ее использовать, раз согласились с правилами игры», — уверен Рысев.

Представитель ВОИ призывает судить о ценности принимаемых поправок во время реализации их на практике. «Я еще помню, когда принимался закон о социальной защите инвалидов РФ, помню все тяготы его принятия. Как Ельцин два раза накладывал на него вето, как потом долгое время закон не исполнялся, к сожалению, это часто бывает в России, — говорит эксперт. — Хочется верить, что будет по-другому. У нас уже не 90-е годы, у нас появилась некая правовая культура по исполнению законов. Не хотелось бы, чтобы строгость российских законов была прямо пропорциональна их неисполнению».

Рысев считает, что предложенные поправки потребуют большой работы министерств и ведомств по принятию подзаконных нормативных актов. «Хотелось бы, чтобы они не выхолащивали суть закона и конвенции», — отмечает он.

По мнению первого зампредседателя ВОИ, если закон будет исполняться, он должен будет изменить не только правовое поле, но и сознание людей.

«Нет доступности для инвалидов. Есть доступность для всех. Инвалид как лекало — если ему удобно, то удобно и остальным. Когда мне, как инвалиду, говорят, что у меня есть право на образование или труд, но добраться до места работы или учебы я не могу — какое же это право? Если мои права будут реализованы, это означает, что и другие смогут реализовать свои права. Здесь должно сильно поменяться сознание людей, которые будут  делать среду более доступной. Им надо понять, что они создают это не для кого-то, а для себя. Они улучшают эту жизнь, в первую очередь, для себя», — считает Рысев.