Министерство труда и социальной защиты совместно с экспертным сообществом разработало концепцию развития ранней помощи детям группы риска, детям с инвалидностью или генетическими нарушениями. У истоков создания концепции стояли некоммерческие организации, роли которых в документе уделяется особое внимание.
В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Согласно ее положениям государства-участники должны принимать меры для обеспечения достижения максимальной независимости инвалидов с помощью укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг.

Минтруда России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, Минобрнауки России и Минздравом России, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и экспертным сообществом — прежде всего, Общественным советом при Минтруде РФ, разработал концепцию развития ранней помощи в России до 2020 года. Концепцию поддержали члены Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

«Комплексная реабилитация и абилитация должна начинаться как можно раньше, охватывать медицинский, социальный аспекты и вопросы образования, учитывать, что дети со стойкими нарушениями развития и инвалидностью представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны. Важным этапом в комплексной реабилитации и абилитации является этап ранней помощи ребенку и семье, которая должна быть доступна по месту непосредственного проживания», — подчеркивается в документе.

В ходе работы над концепцией была проанализирована практика оказания ранней помощи детям с инвалидностью и детям группы риска в 76 субъектах РФ. Было выявлено, что в настоящее время в регионах отсутствуют единые подходы, нормы и стандарты в организации предоставления услуг в этой сфере, а также координация в деятельности различных ведомств в организации ранней помощи.

Программа ранней помощи, отмечается в документе, обеспечит реализацию комплекса услуг по ранней помощи с помощью межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, медицинских, образовательных организаций и организаций социального обслуживания , а также негосударственных организаций, в том числе СО НКО.

Реализация проекта будет осуществляться в 3 этапа в соответствии с планом реализации госпрограммы «Доступная среда» на 2011-2020 годы». Она содержит комплекс мер для адаптации и включения в жизнь общества детей до трех лет и тех детей, которые после трех лет. Для тех детей, которые по достижении этого возраста не смогут быть включены в полном объеме в систему получения образовательных услуг (в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии) включена возможность продолжения оказания услуг ранней помощи в необходимом объеме до семи-восьмилетнего возраста.

Как отметила президент ГАООРДИ, член Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ Маргарита Урманчеева, большое внимание в реализации концепции будет уделяться роли социально ориентированных НКО.

«НКО стояли у истоков создания этой концепции. Например, в 1992 году в Санкт-Петербурге такая помощь была организована силами именно некоммерческих организаций раннего вмешательства и родительских организаций, в том числе и нашей. Эта концепция, можно сказать, «выстраданная», и во многих регионах она реализуется и продвигается с помощью именно общественных организаций», — подчеркнула эксперт.

Механизм участия некоммерческих организаций в реализации концепции будет организован в соответствии с ФЗ № 442, ориентацией на поручение президента по поддержке СО НКО и другие разрабатывающиеся механизмы.

«Я думаю, что НКО, которые «родили» эту концепцию, примут активное участие в процессе реализации для того, чтобы все это было воплощено и помогло детям. Конечно, некоммерческие организации создали концепцию совместно с Министерством труда, и большим коллективом экспертов, но тем не менее, можно сказать, что застрельщиками были прежде всего НКО», — считает Урманчеева.

В концепции большое внимание уделяется программам Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который работает в сфере проблем детства и уже долгое время поддерживает как пилотные региональные программы, так и проекты некоммерческих организаций. Концепция будет реализовываться и в рамках программ фонда «Раннее вмешательство» и «Право быть равными».

В 2016 году, согласно документу, в России необходимо сформировать систему взаимоувязанных нормативных правовых актов, регламентирующих процесс межведомственного взаимодействия в рамках программы ранней помощи, актуализировать и разработать стандарты оказания услуг ранней помощи и модели межведомственного взаимодействия внутри программы. Кроме этого, следует разработать типовую программу создания и развития региональной программы ранней помощи и профессиональные стандарты для специалистов в сфере оказания ранней помощи и рекомендации по ее обеспечению.

Концепция содержит примерный перечень услуг, которые предлагается предоставлять семьям на этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи, на этапе вхождения ребенка и семьи в целевую группу получателей ранней помощи и на этапе реализации индивидуальной программы.

Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов будут оцениваться экспертами на основе результатов мониторинга реализации мероприятий по развитию ранней помощи. Впоследствии предполагается ввести качественные критерии оценки эффективности услуг.

Итогом реализации концепции должна стать сформированная к 2020 году система мер, направленных на создание условий во всех субъектах Российской Федерации для реализации услуг ранней помощи детям целевой группы.

СПРАВКА

Ранняя помощь — это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе. направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включения в среду сверстников и интеграцию в общество, сопровождения и поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).

По данным Росстата, за последние пять лет количество детей-инвалидов в России отличается устойчивостью и составляет около 2% детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения – 22,8%, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – 20,6% болезни нервной системы — 20,0%.

Автор: Ирина Лактюшина
Источник: http://www.asi.org.ru